Дорожный прогноз: грядет "АвтоУраган"

Источник: «Деловой квадрат» №7 (106), июль, 2014

Удмуртия может стать пилотным регионом, где будет реализован проект создания системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, разработанный по принципу государственно-частного партнерства. Потенциальный инвестор – ООО «Корда Групп» из Санкт-Петербурга – готов вложить в него 669 млн рублей и взять на себя основные риски. О параметрах проекта, ожидаемом эффекте и преимуществах системы «АвтоУраган» рассказал управляющий директор компании Максим Блохин.

Автовладельцы Ижевска уже хорошо знакомы с работой аппаратно-программного комплекса «АвтоУраган». Первые элементы этой системы начали устанавливать в 2013 году на самых загруженных перекрестках города. Для обработки поступающей информации на базе КУ УР «Безопасность дорожного движения УР» был создан операционный центр, подключенный к базе данных ГИБДД.

Согласно статистике ДТП, на перекрестки приходится 20-30% всех инцидентов, 10% жертв ДТП гибнут из-за проезда на запрещающий сигнал светофора. С апреля 2013 года по апрель 2014-го на основе сведений о нарушениях, полученных с помощью АПК, было оформлено более 57 тысяч протоколов за проезд на запрещающий сигнал светофора и свыше 1700 протоколов за превышение установленной скорости движения. «АвтоУраган» доказал свою эффективность. За год работы системы количество ДТП в Ижевске снизилось на 10%, число пострадавших уменьшилось на 9,4%, а число погибших – на 72,7%.

К августу 2014 года количество рубежей контроля, установленных в Ижевске по действующим контрактам, увеличится до 19. А в ближайшие годы система может охватить и другие населенные пункты республики.

«ДК»: Максим Вячеславович, на «Неделе инвестора – 2014» ваша компания представила инвестпроект по установке комплексов фотовидеофиксации «АвтоУраган» по всей Удмуртии. Проект интересен тем, что в случае его успешной реализации он станет первым примером государственно-частного партнерства в этой сфере. Почему в качестве пилотного региона была выбрана именно Удмуртская Республика?

М.Б.: АПК «АвтоУраган» хорошо зарекомендовал себя в Ижевске. В первую очередь, был достигнут положительный социальный эффект – об этом говорит статистика ДТП. Поэтому со стороны Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР была высказана заинтересованность в продолжении сотрудничества на дорогах столицы региона. Задачи по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо по возможности решать в короткие сроки, при этом существует ряд бюджетных ограничений. Одним из действенных способов их преодоления является реализация проекта на принципах государственно-частного партнерства, что и было предложено ведомством. В России нет практики решения таких вопросов в виде самостоятельных инвестпроектов, и прежде чем согласиться, мы приложили достаточно много усилий для анализа законодательной базы и возникающих рисков. Проведя эту работу, мы вышли с предложением расширить рамки проекта до пределов всей республики. И нашли взаимопонимание.

«ДК»: По какому принципу определялось количество и расположение рубежей контроля?

М.Б.: Территориальные органы ГИБДД предоставили нам информацию об участках дорог с наибольшей аварийностью, а мы рассмотрели их с точки зрения технической возможности установить оборудование. В итоге в проект вошло 62 комплекса, 32 из которых планируется установить в Ижевске, а остальные – в других городах и крупных райцентрах. Причем система охватит не только перекрестки, но и железнодорожные переезды, и другие опасные участки. На монтаж всех предусмотренных АПК потребуется 2,5 года.

«ДК»: Вы планируете реализовать проект полностью на собственные средства. Как будет осуществляться возврат инвестиций?

М.Б.: Общая стоимость инвестпроекта будет зафиксирована в контракте, останется неизменной до окончания срока его действия и составит по нашей оценке 669 млн рублей. В эту сумму входят поставка оборудования, монтаж системы и сервисное обслуживание на протяжении 3 лет. Возврат вложенных средств будет осуществляться за счет того, что мы будем получать 50% от суммы оплаченных штрафов. Поступления начнутся с момента ввода в эксплуатацию первого комплекса и завершатся по достижению суммы контракта. По нашим расчетам, срок окупаемости составит примерно 3 года. Причем в своих оценках мы брали пессимистичные прогнозы в плане поступления средств, зато оптимистичные – в плане повышения безопасности. Статистика, накопленная за время работы комплексов в Ижевске, говорит о том, что после их установки наблюдается резкий рост количества выявленных нарушений, который сменяется быстрым спадом, и затем происходит стабилизация. Нарушать, к сожалению, будут всегда, хотя бы в силу того, что постоянно появляются новые водители – ежегодный прирост числа автомобилей в Удмуртии составляет 14%, это 7-е место в России. Более значимый фактор риска для нас – это низкая собираемость штрафов в Удмуртии, которая составляет примерно 50%, тогда как в среднем по России этот показатель близок к 70%. В настоящее время мы начинаем активную работу со службой судебных приставов. Возможности нашей системы позволяют в режиме он-лайн выявлять автомобили, принадлежащие неплательщикам. Если получится наладить совместное дежурство экипажей ГИБДД, судебных приставов и наших операторов на уже действующих рубежах контроля, коэффициент собираемости может увеличиться, и тогда срок окупаемости сократится.

«ДК»: В свое время «АвтоУраган» был выбран для Ижевска после детального сравнения нескольких систем, предлагаемых на рынке. К настоящему моменту установлено более 300 комплексов «АвтоУраган» во многих регионах РФ, свыше 30 – в странах СНГ, появился опыт сотрудничества со странами Европы и Латинской Америкой. Какие особенности делают систему привлекательной для заказчиков?

М.Б.: АПК «АвтоУраган» предназначен для фиксации целого ряда нарушений ПДД: несоблюдение скоростного режима, проезд за стоп-линию, проезд на красный свет, непредоставление преимущества пешеходам, перестроение через сплошную линию разметки и т.д. Кроме того, он является универсальным средством для оценки загруженности трасс. Ядро системы – это программное обеспечение, которое осуществляет распознавание государственных регистрационных знаков на автомобилях, движущихся со скоростью до 255 км/ч. Алгоритм основан на разработках отечественных специалистов, целью которых являлось создание программ для распознавания текстов. На его отработку ушли многие годы. Одно из ключевых достижений – самая высокая в мире среди существующих систем вероятность распознавания номерного знака автомобиля. Она составляет 92-94% вне зависимости от времени суток и погодных явлений. Скорость измеряется математическим методом по видеокадрам и без применения радаров. Этот метод сертифицирован, является инновационным, и мы первые, кто начал его использовать. Еще один плюс системы в том, что обработка сигнала камеры происходит на рубеже контроля. Здесь же в течение 4 месяцев хранится информация – за счет этого решается проблема со сбоями в передаче данных по каналам связи или в работе серверов единого центра обработки данных. У нас получился по-настоящему надежный и многозадачный комплекс.

«ДК»: «Корда Групп» принимала участие в создании системы?

М.Б.: Да, мы являемся соразработчиком и сопроизводителем. Это наше детище, которое благодаря взаимодействию с заказчиками и операторами постоянно совершенствуется. Сегодня комплекс уже существенно отличается от той конфигурации, которая устанавливалась на первом этапе. Причем Ижевск стал для нас инновационной площадкой, где реализуются самые последние решения как в аппаратной, так и в программной части. Мы даже открыли здесь свое представительство. Оно зарегистрировано в Ижевске, платит налоги в региональный бюджет, и в нем работают местные специалисты – целый штат талантливых программистов, выпускников республиканских вузов.

«ДК»: Какие плюсы получит республика в том случае, если вы выиграете конкурс на реализацию этого инвестпроекта?

М.Б.: Самое главное, повысится уровень безопасности на дорогах. Появятся новые возможности для анализа транспортных потоков. Будет достигнут и существенный экономический эффект за счет повышения доходов бюджета от сбора штрафов за нарушения ПДД. Кроме того, для изготовления отдельных конструктивных элементов и монтажа комплексов будут привлечены местные подрядчики – заработанные ими деньги останутся в республике. При всем этом регион не понесет финансовых рисков – мы полностью возьмем их на себя.

 

Олег Храмов, руководитель КУ УР «Безопасность дорожного движения УР»:

– Правительство УР проводит большую работу по привлечению в республику частных инвестиций с целью реализации проектов и программ, которые принесут пользу региону, помогут решить социально значимые вопросы и повысить качество жизни. Идея инвестпроекта по созданию системы фотовидеофиксации нарушений ПДД появилась на основе опыта, полученного Министерством транспорта и дорожного хозяйства УР в ходе подготовки проекта строительства мостовых переходов через реки Каму и Буй, осуществляемого на принципах государственно-частного партнерства. Ввод в эксплуатацию на дорогах республики комплексов «АвтоУраган» позволит решить целый ряд вопросов – от повышения ответственности водителей и увеличения уровня безопасности дорожного движения до мониторинга транспортных потоков и сбора статистической информации о загрузке дорожной сети, который будет вестись в круглосуточном режиме. Система передает данные в режиме он-лайн, что дает возможность получать оперативную информацию, необходимую для работы правоохранительных органов, и своевременно реагировать на изменения дорожной обстановки. «АвтоУраган» поможет и участникам дорожного движения в случаях происшествий или при желании обжаловать постановление о наложении штрафа – они всегда смогут обратиться в наше учреждение за записями с рубежа контроля на конкретный момент времени. Одним из несомненных плюсов инвестпроекта является то, что республика получит в собственность все комплексы непосредственно после запуска в эксплуатацию. Это дает гарантию того, что инвестор будет добросовестно выполнять свои обязательства.